|
Устное выступление с докладом может полностью совпадать с письменным
изложением содержания. Однако, следует использовать преимущество устной
речи над письменной, которое заключается в том, что есть возможность разнообразить
свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгого научного изложения.
Определенный "экспромт" привлекает слушателей и делает выступление
запоминающимся.
Структура доклада:
1. вступление;
2. основная часть;
3. заключение.
1.Вступление.
Цель: сообщить тему доклада, завоевать внимание слушателей, обосновать
актуальность темы, сформулировать тезис.
Как начать выступление (доклад), чтобы завоевать внимание слушателей?
· Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления.
· Начать с интересной цитаты по теме выступления.
· Начать с конкретного примера из жизни.
· Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением,
вещью.
· Начать с истории, случая.
Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать
обоснование темы, ее актуальность, а также научное положение -тезис!
2. Основная часть.
Цель: сообщить основные положения доклада, удерживая внимание слушателей.
Как заинтересовать внимание слушателей в ходе основного изложения:
рассказать необычные факты;
рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей;
рассказывая быть конкретным и определенным;
использовать образные сравнения, контрасты (помня об их уместности).
3. Заключение.
Цель: сделать резюме, т.е. подвести итоги, отразить главные идеи доклада
в "свернутом" виде.
Фразы, с которых может начинаться резюме:
- Таким образом,…
- Итак, можно утверждать…
- Основная идея, следовательно, сводится к следующему…
- Подытожим сказанное…
Как закончить выступление?
· Кратко изложить основные мысли, которые содержались в речи.
· Процитировать что-либо по теме доклада.
· Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной
проблемой.
Типичные ошибки при выступлении:
1. злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими
восприятие главной мысли;
2. наличие слов-паразитов: "вот", "значит", "так
сказать" и т. д.
3. чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают
такую речь;
4. построение сложных предложений, в которых количество слов превышает
14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл прячется за сложными грамматическими
конструкциями.
5. Монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада.
|